Перед тем, как подобрать идеальную для себя консистенцию глиняной массы, следует решить, какого рода изделие вы собираетесь произвести.
Для каждого вида гончарных изделий требуется по-особому приготовленная глиняная масса, которая может очень сильно отличаться от других.
Независимо оттого, что вы собираетесь вылепить, керамическая масса должна удовлетворять вашему вкусу. Одному нравится работать с плотной массой, другие доводят заготовку до полужидкого состояния и воздействуют на глину чуть ли не своим дыханием.
Однако кроме особенностей задуманного изделия, есть и общие требования к глине.
Прежде всего, глина должна быть однородной. Это вовсе не значит, что должен быть однороден ее состав! Набор компонентов, необходимых для вашей конкретной работы, кроме обычных глинозема и кремнезема, может быть огромен, но ни один из них не должен “высовываться”. Как писалось в одном старинном руководстве, масса должна быть такой, чтобы “и мысли не заподозривалось о наличии в оной чужеродных тел и составов”. При этом подчеркивалось, что это “стремление к однородности противоестественно и составляет один из многочисленных видов борьбы человека с природой”.
Признаками неоднородности, которую следует преодолеть, считалось все, что заметно в глине в этом состоянии: “ее сложение, слоеватость, изгибы, прожилки, окрашенности, круглые и остроконечные отдельности, жирные и тощие частицы, песок и другие частности”. Отдельные части сырой глины но должны различаться “ни цветом, ни скважностью, ни зерном или разного рода скоплениями, а в изделии обожженном и совершенно готовом, — в изломе” не должны “заключаться отдельности, трещины и ссадины, которые ведут за собой ослабление общей связи”.
Именно поэтому первой задачей обработки глины становится ее измельчение. Сначала дробят очень крупные комья глины, затем разбивают менее крупные и, наконец, переходят к мелким комкам. Обычно это делается с помощью заступа, обуха топора или молотка. При крупном же производстве рекомендуется использовать хотя бы самодельные машины.
В старину для механического дробления применялась такое устройство, как толчея. Это ударная машина — нечто вроде ступки с 5-6 каменными или металлическими пестиками. Отличие от ручной ступки заключается в том, что каждый пестик весит по 20-30 кг и обрушивается он на массу не рукой, а силой своего веса. Фигурный ворот, к которому прикреплены пестики, при вращении поднимает их по очереди и на верхней части витка как бы “роняет”, освобождает очередной пестик. По этому же принципу устроены и дренажные “бабы”. Работает устройство медленно, со страшным грохотом и не очень эффективно. Но для использования в глинобитных предприятиях, достаточно удаленных от жилья, вполне пригодно. Более цивилизованно выглядит устройство, называемое цилиндрической мельницей. По сути, это массивный цилиндр с небольшой прорезью в нижней части и наклоненной осью вращения. Внутри его помещается достаточное количество стальных или бронзовых шаров величиной с кулак. К ним добавляется сырье и вода. При вращении цилиндра шары размалывают глину до комковатого порошка, который, превращаясь в полужидкую жижу, выдавливается общей массой сырья через прорезь наружу.
Размолотую глину желательно очистить от крупных примесей. Процесс ручной обработки очевиден и вряд ли требует описания, поэтому лучше упомянуть о старинном способе механической очистки больших партий сырья.
Для этого использовались конические валики, при чем их оси вращения устанавливались под разными углами. Скорости вращения на противоположных концах конуса различаются довольно сильно. За счет разницы центробежных сил более крупные фракции смеси (камни, песчаник, другие вкрапления) собираются на более широком окончании валика и отбрасываются от основной массы в сторону.
Широко использовались для этой цели и разнообразные сита, через которые продавливали сырую глину или тесто. Высушенную глину перетирали на жерновах или между двумя чугунными цилиндрами. Для большого производства рекомендуется приобрести грохоты для просеивания или вращающиеся барабаны.
Как уже говорилось, глиняная масса должна обладать не только хорошей пластичностью, но и достаточной плотностью, чтобы ее можно было вытягивать и изгибать во время работы с ней на гончарном круге и при лепке ручек и носиков для изготавливаемой посуды. Необходимая пластичность зависит от соотношения частиц глины и содержащейся в ней жидкости. Обычно пластичность улучшается, если объем сухой глины уменьшается, а объем жидкости увеличивается. Однако конечно, существуют определенные пределы содержания воды в глине.
Слишком большое количество воды делает глину настолько мягкой, что ее невозможно использовать, а недостаток жидкости приводит к тому, что масса становится слишком твердой и с ней трудно работать. |
Хорошая “пластичная” глина способна
- растягиваться без разрывов,
- выдерживать собственную массу во время изготовления изделий и
- не “опадает” к концу работы с ней.
- в худшем (минимально приемлемом) случае кольцо из глины не должно распадаться и крошиться.
- она должна позволять изменять ее форму с помощью осторожного, легкого надавливания.
Для изделий с тонкими стенками или мелкими деталями требуется особо чистая глина. Наилучший способ ее очищения состоит в том, чтобы довести массу до полужидкого состояния и дать несколько часов отстояться.
При таком “вымучивании” более крупные и тяжелые частицы примесей осаживаются на самое дно сосуда для отстойки, а более легкая глина остается в верхнем слое.
Степень необходимого разжижения определяется тем, с какой целью вы хотите использовать глину.
Чем тоньше качество будущего изделия, тем больше следует промывать сырье. |
Для более грубых изделий можно обойтись и без этой длительной процедуры. Но если для вашей работы все же потребовалось воспользоваться “вымучиванием”, то очищенный слой нужно собрать и высушить.
Существует несколько способов сушки. К сожалению, не все они применимы в наших условиях.
Например, сушить можно на открытом воздухе, но только в том случае, если воздух постоянно жаркий и сухой, а это для нашего климата достаточно редкое явление.
Иногда используют небольшие жаровни, в которых выпаривают массу, но это не очень благотворно влияет на качество сырья и допускается только для грубых изделий, хотя, как свидетельствует практика, выпаривание способствует хорошему перемешиванию.
В старину глину сушили прессованием в мешках из пеньковой пряжи, пропитанной льняным маслом, чтоб материя не размачивалась и не гнила. Недостатком такого метода является то, что на поверхности высыхающей глины образуется плотный внешний слой, обладающий повышенной водонепроницаемостью: все поры вещества оказываются закупоренными и дальнейшая сушка практически прекращается. Увеличение давления на мешки не приводило ни к чему хорошему: вода из глины не удалялась, а мешки просто рвались. Однако умельцы нашли выход из этого положения. Нужно было всего лишь уменьшить до минимума количество глины между водонепроницаемыми слоями. Так появились фильтрпрессы. Это были толстые деревянные или железные рамы с несколькими рядами решеток, на которые выкладывалась холстина. Ткань укреплялась крючками таким образом, чтобы сверху образовывалось отверстие. Когда решетки складывались вместе, образовывались “мешочки”, в которые нагнеталась глиняная муть. Рамы устанавливали в вертикальные ряды, холсты сжимали прессом, при этом жидкость выдавливалась снизу.
Однако для малого производства, а уж тем более для домашних поделок лучше всего подходит сушка “с промокашкой”. Суть этого метода сводится к следующему.
Разжиженную глину перекладывают в специально для этого сделанные резервуары из пористой глины или гипса, которые быстро осушают керамическую массу, активно впитывая лишнюю влагу.
Некоторые гончары вместо вымучивания и осушения пропускают глину через мясорубку с крупными отверстиями. Именно это или ему подобное устройство “тоншнейдер” используют в глинобитной промышленности. Такой способ позволяет сделать материал более однородным, но не нужно забывать, что примеси при этом не удаляются, а измельчаются, а, кроме того, в глину внедряется довольно много пузырьков воздуха, от которых вам придется избавляться усиленным разминанием.
После высушивания тесто обязательно нужно промять как можно сильнее.
Глина состоит из микроскопических плоских пятиугольных кристаллов. Пластичность глины зависит от этих кристаллов, вернее, от их способности при смачивании водой скользить по соседствующим кристаллам.
Пластичность любого сорта глины можно улучшить, если ее некоторое время выдержать в покое. Это время может быть очень длительным. На Руси опытные мастера раскладывали выкопанную из карьера глину на небольших огороженных участках и выдерживали ее до двух лет! В Древнем Китае для таких целей выделяли до 100 лет!
Обычно для вылеживания глину размещают на несколько недель в погреб или запасное помещение, защищенное от ветра и непогоды. Главное условие — нужен плотный деревянный пол, который не было бы жалко впоследствии заменить.
Следует учитывать, что во время выдержки в глине размножаются бактерии, которые вырабатывают коллоидный гель, еще более смачивающий частицы глины. Процесс этот достаточно заметен: когда глина “закисает”, то начинает выделять легкий запах застоявшейся воды, а ее цвет темнеет.
Чем больше глина “закиснет” и чем хуже она начнет пахнуть, тем выше она ценится. |
Опытные гончары часто специально добавляют в свои смеси различные таинственные вещества, чтобы ускорить и развить этот процесс: немного уксуса, прокисшего йогурта или простокваши. Одно время среди гончаров ходили слухи о том, что китайцы в закисающую глину добавляют конскую мочу, но сами китайские мастера этого не подтверждают, хотя возможно, что они относят такие сведения к секретным.
При вылеживании белая глина сначала сереет, потом чернеет, довольно скоро появляется заметный запах сероводорода. Это явление послужило причиной возникновения другого объяснения: некоторые химики утверждают, что при вылеживании в темном сыром месте органические вещества в глине взаимодействуют с сернокислыми солями, в том числе с гипсом. При этом под воздействием анаэробных микробов выделяется углекислый газ и сернистый кальций, который разлагается на известь и сернистый водород. Последний превращает окислы железа в сульфид, который действительно способен окрасить массу в черный цвет. На свету масса заметно и достаточно быстро белеет, видимо, за счет превращения сернистого железа в железный купорос.
Важно помнить, что при изготовлении предметов из лежалого теста получается около 5% брака, а использование нележалого сырья “обеспечивает” увеличение брака до 30-40%. С давних времен известен другой, более подходящий способ: замешивать глину перед вылеживанием на воде, богатой органическими веществами, например, болотной. Практика подтверждает эффективность этого метода.
Прославленный гончар прошлого века Эдмон Броньяр рекомендовал свою методику улучшения качества сырья, сокращающую сроки его вылеживания до минимума. Он считал, что глиняная масса, с которой мастер достаточно долго работал на гончарном круге, приобретает необычные свойства, способные при смешивании передаваться “первичной” глине. Особое значение он придавал постоянству скорости вращения гончарного круга. По его мнению, именно постоянная скорость преобразует глину, придавая ей качество своеобразной “закваски”. Стоит только собрать те обрезки массы, которые всегда остаются после изготовления изделия и добавить их к нележалому сырью перед разминанием, и можно будет спокойно обходиться без вылеживания. Наилучшим соотношением такой добавки к глине он считал пропорцию 1:3.
Качество глины действительно от такой добавки заметно улучшается, но не настолько, чтобы полностью отказываться от процедуры вылеживания.
После вылеживания глину необходимо размять для того, чтобы удалить из нее пузырьки газов, которые образуются и за счет размножения бактерий, и просто механических вкраплений воздуха.