Обточка

Приходится напоминать об обточке, потому что по какой-то непонятной причине многие гончары считают этот вид обработки необязательным. Обточка — это важная часть творческого процесса, не менее важная, чем изготовление самой посуды. Ведь недостаточно тщательная обработка поверхности может испортить впечатление даже от прекрасно выполненной работы.

Я не призываю вас обтачивать все, что выходит из ваших рук. Есть такие предметы, которые из-за своей формы или стиля вовсе даже не допускают обточки. Глупо, например, было бы обтачивать плоское основание кувшина или кружки, для подобных деталей вполне достаточно того, что вы аккуратно срежете изделие проволокой.

Так же бесполезно надеяться исправить уже имеющиеся недостатки изделия обточкой поверхности. Единственное, чего можно добиться, пытаясь исправить форму изделия утоньшением толстых стенок, так это полностью утратить его оригинальность.

Если для вашего изделия требуется подобная обработка, лучше вообще выбросите его и попытайтесь сделать что-нибудь более удачное.

Рис. 14

Обточку нужно воспринимать как неотделимую часть изготовления керамики, а не как нечто второстепенное. Многие выставочные комитеты при оценке того или иного экспоната специально обращают внимание на качество обточки всего изделия и особенно на обработку его основания. Отсутствие такой обработки может быть достаточным основанием для снятия изделия с экспозиции. Имеет смысл приглядеться к японской керамике, мастера которой зачастую предпочитают обходиться без глазури, но обязательно используют обточку.

Сам процесс достаточно прост. Изделие ставится на подставку, а затем петлей из полоски металла срезается лишняя глина толстыми стружками. Обычно после двух-трех движений поверхность приобретает нужное качество.

Следы, которые остаются после обточки, свидетельствуют о ручной работе и не нарушают внешний вид изделия.

Если поверхность, по вашему замыслу, должна быть абсолютно гладкой, чтобы на ней четко просматривался рисунок, то обточка вовсе не нужна. Но в подавляющем большинстве случаев такая обработка улучшает вид изделия.

Начинать обточку нужно после того, как глина немного затвердеет. Весь вопрос в том, как понимать это “немного”.

Многие гончары доводят сушку изделия до того момента, когда оно достигает “кожетвердого” состояния — это термин, обозначающий, что глина по консистенции становится похожей на мыло и готова к обточке. Но такой подход, как и многое другое в керамике, вопрос вкуса.

Некоторым больше нравится обтачивать глину, когда она еще очень мягкая, почти такая, как во время изготовления посуды. И для этого есть серьезные основания: глина в таком состоянии более податлива и не требует чрезмерных усилий, которые могут вызвать нежелательные штрихи или даже повреждения поверхности.

Другие предпочитают доводить глину до “твердости сыра”.

Здесь нет каких-то четких критериев, и все зависит от ваших личных предпочтений. Попробуйте разные варианты, но не забывайте общего правила: чем мягче глина во время обточки, тем легче с нею работать и тем меньшей остроты должен быть рабочий инструмент.

Если обточка требует много сил, если глина снимается не полосками, а скорее крошится, если на том месте, которое вы обтачиваете, остается шероховатый след, если у вас во время работы начинают болеть пальцы и запястья или если цвет глины светлеет с каждым прикосновением — значит, ваше изделие высохло слишком сильно.

Чтобы обточить посуду, вам надо снова поместить ее на гончарный круг в самом центре, причем чаще всего вверх дном.

Сделать это можно различными способами, но самый простой и удобный — использовать то, что мы называем “подставкой”.

Подставка поддерживает изделие, а так же исключает повреждение его кромки. Ниже представлен схематический рисунок сплошных подставок, сделанных из цельного куска глины, на которые можно ставить вазы или блюда (рис. 15).

Но это не единственное решение, подставкой может служить и полая форма, в которую помещают высокие вазы (рис. 16).

Рис. 15

Рекомендуется лепить подставку на той же подкладке, что использовалась для формовки изделия, сразу же после того, как вы закончили делать посуду. Очень важно, чтобы подставка и посуда “затвердевали” одновременно и в равной степени. Глина, из которой сделана подставка, должна быть приблизительно такой же влажности, что и та, из которой сделана посуда, иначе на ней трудно будет работать.

Рис. 16

Можно вместо больших полых подставок использовать старый неглазурованный горшок с широким горлом. Это и проще, и быстрее.

Горшок располагают в центре гончарного круга и прочно фиксируют глиной. Вокруг кромки выкладывается слой глины, с которой будет соприкасаться посуда во время обточки. Этот дополнительный слой удерживает изделие от деформации.

Из описаний различных вариантов устройства подставок становится очевидным, что функционально этому приспособлению предназначается роль очень мягких тисков, удерживающих обтачиваемое изделие силами трения между глиной изделия и материалом подставки.

Рис. 17

Рассмотрим процесс обточки готовой подсушенной небольшой тарелки. Для этого делается широкая подставка, обеспечивающая нормальную работу с вашим изделием.

В центр гончарного круга вновь устанавливается подкладка, на нее (строго по центру!) подставка, которая в случае необходимости подтачивается, чтобы лучше соответствовать вашему изделию. И только теперь вы устанавливаете на центр подставки свою тарелку, следя, чтобы она не оказалась наклонена в какую-либо сторону (рис. 17). Скос во время обточки может уничтожить вашу работу.

Тарелка держится на подставке достаточно плотно, поскольку изделия широких форм обычно не склонны соскальзывать.

Рис. 18

Обточку желательно производить с помощью петли из полоски металла, а не выпрямленным клинком. В случае необходимости кончик инструмента можно фиксировать большим пальцем (рис. 18). Инструмент во избежание неверных движений рекомендуется держать обеими руками. Мысленно опережайте работу рук: заранее четко определите для себя, сколько глины вам необходимо срезать и в каком месте.

Теперь остается только подровнять края основания (рис. 19). Маленький бугорок посредине дна выполняет скорее декоративную функцию. Подобное оформление дна часто встречается в изделиях с Дальнего Востока. Главная его задача — предохранять форму тарелки от оседания во время обжига.

Рис. 19

Обратите внимание на промежуток между дном и стенками тарелки. Такая рифленая граница тоже делает изделие прочнее и не дает ему деформироваться во время сушки и обжига.

Итак, повторим наиболее важные моменты:

Рис. 20

  1. Как только тарелка затвердеет до такой степени, что сможет выдерживать свой собственный вес, переверните ее для сушки вверх дном.
    Доведя изделие до состояния, которое вам нравится, обточите его и оставьте на подставке до полного высыхания.
    Такой способ не позволяет кромке разорваться, сушка становится более равномерной, благодаря чему изделие высыхает без трещин.
  2. Постарайтесь обтачивать изделие, пока глина еще мягкая.
  3. Всегда пользуйтесь подставкой, за исключением тех случаев, когда изделие невозможно поставить на нее из-за его очень большого веса.
  4. Убирайте глину с внешней стороны основания до того, как будете обрабатывать дно.
  5. Обтачивайте свои изделия быстро и уверенно.
  6. Помните, что вы не должны делать посуду, похожую на заводскую. Ваши изделия должны нести на себе следы ручной обработки, отпечатки инструментов, легкую неровность линий.

Не обтачивайте посуду чрезмерно.

 

Обточенная посуда не должна быть похожа на посуду, сделанную в заводских условиях.

Дайте глине возможность “говорить”.

 

Даже небольшой орнамент на поверхности вашего блюдечка, подчеркнутый поливой и керамическими красками, позволит вам получить оригинальное произведение, которое можно будет с гордостью показывать не только знакомым и родственникам, но и посетителям выставок.