Прочность сосуда, его вес, удобство, водонепроницаемость — все это очень важные характеристики изделия, но оцениваются они далеко не в первую очередь. Прежде всего всегда отмечается внешний вид предмета, его форма. При этом очень важна такая особенность человеческого восприятия как стремление обязательно сравнивать то, что видишь, с тем, что помнишь. Это дает возможность развивать художественный вкус: познакомить человека с новыми предметами, заменить ему вспоминающийся образец более совершенным или хотя бы менее примитивным вариантом и обратить его внимание на более существенные детали.
Сравните эти две вазы. Проверьте себя.
Оба сосуда принадлежат другим культурам, но для нашей более традиционна, привычна форма второго (рис.152). Какой из этих сосудов вам больше нравится по форме?
Ответ на это вопрос подскажет вам, к чему вы более склонны — к оригинальности или к традиционности.
И тот, и другой подход к новизне одинаково ценны и хороши, но художнику очень важно знать себя. И не менее важно понимать, что склонность к оригинальности необходимо дополнять пониманием ценности традиций, и наоборот. Если вас больше привлекает традиционность, займитесь изучением неизвестных вам художественных направлений и решений. Если же вы склонны к экстравагантности, постарайтесь поближе познакомиться с общепринятыми образцами. Художник должен быть разносторонним.
Присматривайтесь к деталям. Тренируйте свое воображение. Глядя на какое-то изделие, мысленно заменяйте различные его детали их вариантами, представьте себе, как это повлияет на общую форму предмета.
Например, известно, что форма ножки очень сильно влияет на весь внешний вид вазы. Вазы одного и того же типа могут поразительно отличаться друг от друга в зависимости от того, широкая или узкая у них ножка.
Посмотрите на приведенную здесь схему четырех одинаковых ваз, которые различаются только формой ножек. Обратите внимание, как сильно форма детали влияет на внешний вид изделия.
Вы можете проделать очень полезное упражнение: изготовьте несколько одинаковых ваз, затем по-разному обработайте их ножки и решите для себя, какая из форм наиболее удачна.
Сравните чаши, приведенные на рис.155 и 156.
Если пренебречь различием в орнаменте, то они отличаются только углом соединения ножки с туловом.
Но обратите внимание, насколько это различие существенно! Речь не о том, какая из них хуже или лучше. На мой взгляд, они обе прекрасны, но какие они разные!
В последнее время определенную популярность вновь завоевали граненые высокие сосуды. Традиционно считается, что секрет гранения глиняной посуды был открыт в древней Корее. Правда, китайские мастера оспаривают это утверждение.
Но для нас важнее то, что такой вид украшения придает гончарным изделиям законченный вид, и вы можете не наносить дополнительные узоры на ее поверхность. Линии, созданные инструментом для огранки, часто создают дополнительные световые эффекты, которые могут быть существенно усилены после соответствующей глазуровки.
Под граненой посудой имеются в виду не только вазы и бутыли, но и стаканы. Рассмотрим сначала технологию изготовления небольшого изделия, чтобы, освоив необходимые приемы, перейти к более крупным предметам.
Чайный стакан, который мы сейчас будем делать, сначала формуется на гончарном круге, а затем ему придается граненая форма изнутри. Стенки посуды, которую будут подвергать огранке, должны быть в два раза толще обычных. Другого материала для придания стенкам формы многоугольника у вас не будет. Цилиндр с толстым основанием разглаживается гончарным ребром с прямыми сторонами. Чрезвычайно важно, чтобы стенки цилиндра были очень гладкими, иначе грани могут приобрести искривленные линии.
Рекомендуется начинать огранку сверху вниз после того, как глина немного затвердеет и будет готова к шлифовке. Процесс огранки достаточно сложен, поэтому обязательно нужно получить достаточную практику на учебном материале прежде, чем вы перейдете к готовой продукции. Не стоит огранивать какое-либо изделие на гончаром круге, если для вас это затруднительно.
Любую посуду можно огранить после того, как глина немного затвердеет. Единственное ограничение: стенки сосуда должны быть толще обычного и правильной формы.
Если глина еще мягка, то каждую грань следует нарезать, проводя инструментом по стенке сосуда твердым и уверенным движением снизу вверх. Не отрывайте режущую кромку от стенки изделия. Кромку надо придерживать пальцем, чтобы от прикосновения инструмента она не прогнулась вовнутрь.
Сделав одну грань, нужно перейти к противоположной стороне и нарезать вторую грань таким образом, делайте грани с противоположных сторон до тех пор, пока не ограните все изделие.
Теперь, придерживая для большей уверенности движений одну руку другой, легко надавливайте на стенки чашки изнутри. Постоянно следите за формой стенок и не давите слишком сильно. Повреждение на этом этапе может оказаться неисправимым. Скорость гончарного круга не должна превышать средней. Если она слишком медленна, на внутренней стороне изделия останутся отпечатки ваших пальцев. При слишком быстром вращении вам будет трудно следить за формой изделия.
Такая граненая чайная чашка называется “юноми”. Хотелось бы обратить ваше внимание на угол наклона между ножкой и дном. Это очень важная деталь: если угол срезан правильно, то чашка выглядит изящной, а если неправильно — то тяжелой и как бы “осевшей”.
Грани должны подчеркивать форму изделия, не портить ее. Небольшие выемки на верхней кромке устья придают изделию своеобразную изящную внешность.
После формовки граней следует их еще раз обработать на гончарном круге, перевернув изделие вверх дном.
Суть этой обработки заключается в том, чтобы подчеркнуть граничные линии. Для этого необходимо аккуратно подточить и подшлифовать поверхности, примыкающие к кромкам. Лучше всего использовать влажную губку поплотнее или мягкий абразив. В последнем случае необходимо в достаточной степени просушить глину.
Крупные предметы после обточки не только можно, но и желательно подравнять деревянной дощечкой, слегка похлопывая ею по поверхностям между гранями. Такая процедура уплотняет глиняную массу и выравнивает изделие.
Повторим некоторые наиболее важные моменты пройденного материала.
1. Когда вы ограниваете изделие на гончарном круге, всегда делайте это снизу вверх. Во время огранки не отрывайте инструмент от стенки изделия.
2. Движения должны быть твердыми и решительными.
3. Когда вы придаете изделию форму, контакт ваших пальцев с внутренней поверхностью должен быть максимальным. В этом случае вам так же пригодится маленькая мягкая губка.
Особенно интересными получаются граненые чайники.
|