Чаши

Рис. 41. ЧашаЧаши, как и тарелки, относятся к первому типу глиняной посуды, поскольку их высота не превышает ширины изделия.

Присмотритесь к традиционной чаше, к ее форме и соотношениям ее частей.

Этот образец чаши (рис.41) чуть выше 20 см, покрыт смесью глазури и воска, что позволяет на его поверхности создавать самые сложные и живописные рисунки. Обратите внимание на то, как плавно переходят внутренние объемы от одного уровня углубления к другому. Такая гармоничность является главным признаком того, что называется “хорошей посудой”.

Давайте же попытаемся сделать нечто подобное.

1. Расположите и установите глину в центре гончарного круга. Как и при изготовлении широкой тарелки, продвигайте пальцы по всему изделию, оттягивая его бортовую кромку от центра, чтобы сделать дно углубленным.

2. Уменьшите скорость вращения гончарного круга. Большим и указательным пальцами продолжайте вытягивать глину от центра вверх, чуть сдавливая пальцы и направляя ими верхний валик массы, стараясь закруглять внутреннюю поверхность.

Обратите внимание, что вторая рука “сопротивляется”, противодействует основному движению, уплотняя борт и не давая глине возможности слишком растягиваться.

рис.42. Окончание формовки3. Теперь нам предстоит аккуратно закончить этот этап формовки чаши. Именно на этом этапе гончара подстерегают незаметные, но опасные ловушки.

рис.43Во-первых, нужно довести высоту стенок чаши до намеченного размера, использовав всю имеющуюся в руках глину.

Во-вторых, следует сохранить правильную закругленную форму горловины.

И, в-третьих, нельзя излишне истончать стенки изделия, выполняя два первых условия. Стенки должны не только описывать правильную окружность, но и быть одинаковой толщины, а, кроме того, края должны лежать в одной плоскости.

Последнее условие самое трудновыполнимое, поскольку речь идет не о шероховатостях, которые легко можно будет сгладить кожей. Необходимо, чтобы ровное основание чаши было абсолютно параллельно окружности, образованной верхней ее кромкой. Ни один орнамент не спасет ваше изделие от приобретенной на этом этапе кособокости.

4. Внутреннюю поверхность готовой формы необходимо разгладить с помощью гончарного ребра. Закругленная естественным образом сторона ребра выполнит за вас часть работы.

рис.44. Разглаживание внутренней поверхности

Захватывайте ребром как можно большую поверхность. Однако не забывайте при этом подстраховывать свое изделие, придерживая глину пальцами с внешней стороны стенок в том месте, где в данный момент находится гончарное ребро изнутри.

Закругленное гончарное ребро, которое изображено на этой картинке, по-прежнему является главным инструментом для изготовления таких чаш.

5. Перед началом следующего этапа вам необходимо уточнить, какова будет углубленность вашей чаши. При изготовлении этого вида сосудов (да и многих других) следует учитывать два опасных фактора.

С одной стороны, чем тоньше будет основание, тем более плоским будет дно сосуда, но и форма будет изящнее.

С другой стороны, чем толще основание изделия, тем оно прочнее, но и более подвержено растрескиванию при обжиге.

Учитывая обе эти опасности, вам нужно выбрать оптимальный вариант толщины основания и углубленности дна.

Другими словами, вам нужно сделать выбор между изящностью изделия и его устойчивостью, прочностью во время использования. Кроме того, не следует забывать при этом об опасности утратить свое произведение, которое может безвозвратно растрескаться при обжиге.

рис.45Сравните два варианта сосудов (рис.45) по их вертикальному разрезу. Бросается в глаза зависимость округленности дна от его толщины.

Главное, отметьте для себя, что излишне утоньшив на этом этапе основание чаши, вы неизбежно уменьшите глубину ее дна.

рис.466. Излишнюю массу глины у основания, которая в процессе работы поддерживала стенки сосуда, теперь нужно срезать с помощью закругленного клинка или согнутой вдвое полоской металла.

7. Снимать готовую форму изделия с подкладки на гончарном круге нужно чистыми сухими руками. На время сушки чашу лучше разместить вверх дном на полке с чистой гладкой поверхностью.

Повторим наиболее важные моменты:

1. Тщательно продумайте форму своего изделия.
Не забывайте о двух опасностях: возможности растрескивания при обжиге и неустойчивости готового изделия.
Ищите “золотую середину”.

2. Стенки чаши должны быть одинаковой толщины на всех участках.
Верхний край сосуда должен образовывать правильную окружность, параллельную основанию сосуда.
Следите за этим особенно внимательно, избегая кособокости чаши.

3. За счет оседания стенок под собственной тяжестью вокруг дна на внутренней поверхности чаши могут образовываться выступающие бугорки, что значительно ухудшает и вид, и конструкцию изделия (рис.47).

рис.47Избавиться от этого дефекта несложно с помощью гончарного ребра, но при этом стоит учитывать, что появление таких бугорков свидетельствует о прогибании стенок чаши, а, следовательно, необходимо побеспокоиться если не об их укреплении, то об их безопасности во время дальнейшей работы.

рис.48. Придание формы основаниюНа всякий случай я бы рекомендовал в таких случаях немного добавлять мягкой глины в основание изделия, чтобы укрепить его стенки хотя бы на время работы.

На финальном этапе обработки ее можно будет удалить клинком, сформировав форму основания (то есть внешней стороны днища) по своему вкусу (рис.48).

Рис. 494. Если вы хотите, чтобы ваша чаша была устойчивой, делайте ее дно потолще. Но при этом уделите особое внимание этапу просушки. Проследите, чтобы влажность глиняной массы стала минимальной.

Подводя итоги этому разделу, познакомимся со схемами еще двух чаш (рис. 50, 51).

Рис.50Определите их формы по классификации сосудов, отмечая особенности тулова, венчика, основания. Наличие ручек, кнопок, а также ножек на второй чаше не должно влиять на вашу оценку типа изделия.

рис.51Обратите внимание на декорирование их стенок фестонами и уплотненными ободками.

Планируя изготовление подобных сосудов, учитывайте, что такие детали необходимо делать во время формовки.