Вазы

Разумеется, деление гончарной посуды на два вида, как и все классификации в мире, достаточно условно.

К какому виду, например, отнести широкую вазу на высокой ножке? Приземистый флакон для какого-нибудь бальзама?

рис.52Сейчас мы займемся изготовлением высоких ваз, которые, без сомнения, относятся ко второму типу гончарной посуды, то есть изделиям, чья высота заметно превышает ширину основания.

Рассмотрите внимательно рис. 52. Здесь изображена ваза традиционной формы. По изображению достаточно ясно видно, что, в сущности, форма вазы представляет собой обыкновенный цилиндр. Но такой упрощенный взгляд не должен вас настраивать на беззаботность: правильно обработать края вазы намного труднее, чем это может показаться.

Работа выполняется на гончарном круге и на первом этапе мало отличается от описанных ранее методик. Но имеются и некоторые особенности. Для лучшего их рассмотрения давайте медленно и внимательно пройдем по всем этапам работы.

рис.53. Начало формования вазы1. Установив необходимое количество глины в центр гончарного круга на подкладку, нужно придавить середину получившегося цилиндра таким образом, чтобы дно возвышалось над подкладкой не более чем на 1 см. Положите левую ладонь на край образовавшейся чаши и, придерживая внешнюю стенку большим пальцем, медленно направляйте тремя пальцами глиняный массив в сторону большого пальца. Мизинец в этом процессе не участвует.

Движение должно быть очень медленным и плавным, иначе изделие может сдвинуться с центра круга.

Надо научиться передвигать при этом пальцы взад-вперед по дну глиняной формы, придавливая его не слишком сильно к поверхности гончарного круга. При этом главной вашей задачей становится стремление как можно больше уплотнить глину на дне изделия, что обезопасит его от растрескивания во время сушки и обжига.

2. После того, как между внешней стороной стенки и дном образуется острый угол, нужно обхватить обеими ладонями заготовку и легкими плавными движениями надавить на ее стенки.

На всех последующих этапах вам предстоит постоянно сужать глиняную форму. Только очень медленные движения пальцев принесут вам желанный результат. Любая спешка, рывки и попытки ускорить процесс приведут к катастрофе. Если изделие слишком быстро расширится, вы наверняка испортите его. В любом случае деформированную по этой причине заготовку будет практически невозможно исправить.

рис.54Повторяю: секрет формирования узкой формы сосуда таится, прежде всего, в замедленной скорости как вращения гончарного круга, так и движения ваших рук.

3. “Поднять” стенки изделия довольно трудно. Чтобы справиться с этой задачей, нужно точно следовать веками наработанной последовательности действий.

Прежде всего, положите средний палец правой руки на внешнюю сторону образовавшегося цилиндра и, слегка придавив, сделайте желобок, начинающийся чуть выше основания изделия. Даже при самом легком давлении с внешней стороны глина переместится внутрь формы. Во избежание горизонтальной деформации нужно изнутри сосуда подпереть указательным пальцем левой руки появившуюся на стенке выпуклость.

рис.554. Теперь медленно очень небольшим усилием сдавливайте стенку в этом месте обоими пальцами.

Помните, что величина этой “выпуклости”, “проплывающей” по всему периметру формы, единственный материал, который позволит вам растягивать глину для увеличения высоты изделия, поэтому не спешите утончить ее сразу.

рис.56Этой глиняной массы должно хватить вам на всю оставшуюся работу.

Добавлять, дополнять, наращивать заготовку за счет новой порции глины крайне нежелательно.

Такая присадка может испортить не только уже сделанное, но и будущую работу, поскольку “проявить себя” может совершенно неожиданно в самый неподходящий момент. Кстати, это и объясняет привычку опытных мастеров брать глины “с замахом”, то есть немного больше нужного количества.

Легкими аккуратными движениями от основания изделия до верха, но не доходя до самого его края, поднимайте одновременно пальцами обеих рук глиняную массу стенок. В самом конце, когда ваши пальцы дойдут до верхнего края, скорость вращения гончарного круга должна быть минимальной.

рис.575. Теперь вам нужно очень осторожно убрать руки, чтобы не деформировать ни стенок, ни верхней кромки.

Вы сами почувствуете, насколько “сроднились” ваши пальцы с глиной. Они как будто соединяются бесконечным количеством кровеносных судов. Резко оборвать эту живую связь очень опасно, но умение соизмерить силу давления пальцев на стенки изделия и ту скорость, с какой нужно их передвигать вверх, к сожалению, нельзя передать на словах. Это достигается только длительной практикой.

Если глиняная форма сдвигается от центра или от срединной вертикали, значит, давление ваших пальцев чрезмерно, — и его следует уменьшить. А если стенки не “вырастают” и форма не становится выше — значит, вы слишком слабо сжимаете пальцы, придайте им большую силу.

Очень важно периодически смачивать поверхность своего изделия.

Работать с сухой глиной не только тяжело, но и неэффективно: она перестает вас слушаться, что проявляется, прежде всего, в заметном эффекте торможения, который может деформировать изделие. Не забывайте следить за тем, чтобы ваши руки действовали координировано, как единое целое.

6. Подведем предварительный итог.

Вы использовали весь предварительно взятый объем глины для того, чтобы сделать основной каркас своего изделия.

При этом вы получили некий цилиндр, который по форме в большей или меньшей степени соответствует намеченным размерам вашего изделия, но поверхность его стенок “украшена” странными кольцами и другими следами ваших пальцев.

рис.58Пусть вас не смущает внешний вид вашего результата. Это нормально для данного этапа. Перейдем к зачистке поверхности стенок и воспользуемся для этого нашим инструментом — ребром.

Подобрав из вашего набора ребро с гранями нужной формы, начинайте разглаживать наружную поверхность стенок. Для этого, слегка придерживая пальцами левой руки стенки изнутри сосуда, осторожно прижимайте к вращающемуся на круге изделию ребро. Не нажимайте слишком сильно. Прикосновение должно быть очень легким.

Задача состоит не в том, чтобы изменить форму каркаса, этот этап уже пройден. Теперь вам нужно только ликвидировать дефекты поверхности. Представьте себе, что внутри стенок находится тонкая пленка, которую ни в коем случае нельзя побеспокоить.

“Массаж” вашего изделия на данном этапе должен быть почти бесконтактным.

В некоторых местах стенки могут иметь незначительные утолщения. Очевидно, что в этом случае давление следует усилить, но — обратите внимание! — в первую очередь пытайтесь воздействовать на стенки изнутри! Только если эта попытка не помогает, разглаживайте утолщение с внешней стороны стенки пальцами правой руки, на время убрав ребро от стенки.

7. Закончив обработку поверхности стенок, сразу приступайте к разглаживанию верхней кромки изделия.

Делать это нужно, как вы помните, желобком свернутого пополам кусочка мягкой кожи.

Рис. 59Не забывайте следить за тем, чтобы воображаемая окружность, образованная верхним краем сосуда, была параллельна его основанию. Старайтесь убирать излишки влаги.

8. Теперь ваш сосуд почти готов. С помощью согнутой металлической полоски или другого шлифовального инструмента с заостренным концом необходимо подрезать под углом внешний край основания формы.

Рис. 60Величина этого угла должна быть продиктована вашим чувством соразмерности и видением готового изделия. Учтите, что даже небольшое отклонение нижнего скоса способно резко изменить общую форму сосуда, сделав его или слишком приземистым, или, наоборот, придав ему ощутимую “полетность”.

Кроме того, этот угол имеет и технологическое значение: в печи при обжиге он не даст глазури касаться полки, что обезопасит ваше изделие от запекшихся натеков.

9. Вернитесь к внутренней поверхности изделия и с помощью губки, прикрепленной к удлиненной палочке, аккуратно уберите воду изнутри цилиндра.

Рис. 61Не ограничивайтесь только водяными капельками, оставшимися на стенках. Периодически отжимайте губку и вновь прикладывайте ее к наиболее влажным местам. Больше всего влаги, разумеется, накапливается у самого дна. Поэтому длина палочки должна быть больше высоты сосуда, чтобы вы могли доставать ею до дна, не касаясь верхней кромки.

Помните: если в сосуде останется даже незначительное количество влаги, дно изделия наверняка треснет.

10. Наступает ответственный момент “обрезания пуповины”, то есть срезание вашего изделия с поверхности круга.

Рис. 62Делать это, разумеется, нужно с помощью длинной скрученной проволоки, которая обязательно оставит после себя след на днище. Подобные “рисунки” на невидимых, но функционально важных поверхностях придают особый шарм глиняным изделиям. У ваших изделий должен быть “привкус жизни”.

То, что считалось бы браком на производстве стеклянной посуды, очень часто является врожденным достоинством глиняной продукции, ее отличительным свойством

Отрезав сосуд от гончарного круга, помойте руки, тщательно вытрите их чистым полотенцем, подготовьте ровное место на чистой полке и перенесите туда свое произведение. Делать это нужно быстро и осторожно. Не забывайте, что поверхность изделия еще липкая, а внутренность — влажная и мягкая, легко поддающаяся деформации.

Общее правило для переноски изделий следующее: поддерживать сосуд желательно под днище.

Чем меньше изделие, тем легче это сделать. Если же предмет достаточно велик, то нужно обхватить его чистыми руками и быстро перенести на заранее выделенное место.

Прилагать следует минимальные усилия, то есть применять ровно столько сил, чтобы оторвать предмет от поверхности гончарного круга и не упустить при переноске. Чем больше времени вы будете затрачивать на это, тем больше у вас может возникнуть проблем с исправлением деформированных стенок.

Если же у вас получился очень крупный предмет, то лучше оставить его сохнуть на подкладке гончарного круга. Через пару дней вы сможете перемещать его без проблем.

Рис. 63Повторим наиболее важные моменты пройденного.

1. Для изготовления высокой посуды нужно брать сырье “с замахом”, то есть немного больше достаточного количества, чтобы не добавлять глину в процессе работы.

2. Должным образом придавив середину будущего днища к центру подкладки на гончарном круге, зажать глину между большим и средними пальцами левой руки и очень медленно формировать нижнюю часть сосуда.

3. Образовав острый угол между стенкой и дном, очень медленно обеими ладонями сдавливать стенки.

4. Поддерживать указательным пальцем левой руки появившуюся на стенке выпуклость, продолжая сдавливать стенку пальцами правой руки.

Следите за главными симптомами:

  • если стенки “не растут”, значит, давление пальцев слишком мало;
  • если форма “уплывает” в сторону, значит, вы давите слишком сильно. Периодически смачивайте поверхность сосуда.

5. Скорость вращения круга постепенно замедляйте до минимума.

Закончив формирование стенок, необходимо очень осторожно убрать руки, стараясь не деформировать стенки и верхнюю кромку.

6. Разгладьте ребром стенки готового каркаса, поддерживая глину изнутри пальцами.

7. Разгладьте верхнюю кромку кусочком мягкой кожи, следя за горизонтальностью кромки изделия.

8. Подрежьте нижнюю часть сосуда до нужного угла с основанием.

9. Удалите излишнюю влагу изнутри изделия с помощью губки, прикрепленной к достаточно длинной палочке.

В качестве основы этого инструмента можно использовать обыкновенные ручки от кистей для рисования.

10. Переносите готовый сосуд, стараясь держать его днище под небольшим углом на одной руке и подстраховывая второй рукой его боковую стенку.

Руки при переноске должны быть чистыми и сухими.

Обхватывать стенки влажного изделия для транспортировки обеими ладонями менее желательно — слишком велика вероятность случайного повреждения формы.

Если вы обнаружите такое повреждение, его необходимо немедленно исправить на месте сушки, используя длинную палочку с прикрепленной к ее концу губкой. Откладывание подобного ремонта на более поздний срок чревато гибелью изделия.

Если вес или объем изделия не позволяют удержать его без риска на одной руке, то лучше оставить его сушиться на гончарном круге. Через некоторое время с ним можно будет обращаться менее деликатно.

Рис. 64Форма вазы может быть и такой (рис.64).

Этой схеме соотношения углов соответствовали, например, очень распространенные в Древней Греции сосуды, которые назывались пиксидами (рис.65).

Рис. 65. ПиксидаПервоначально пиксиды {греч. самшит) делались из дерева и дополнялись изящными крышками, а использовались для хранения украшений. Но с развитием парфюмерного искусства потребовался более жиронепроницаемый материал, и для хранения мазей, благовоний и пряностей пиксиды стали делать для аристократических дам из слоновой кости, а для простых горожанок — из глины.

Очевидно, что для придания сосуду такой формы в описанную выше технологию изготовления вазы необходимо внести определенные коррективы.

Вернемся к пункту 3 нашей методики.

Значительно сужать уже готовую широкую форму всегда сложнее, чем расширять более узкую.

Именно поэтому на данном этапе необходимо закончить формирование нижней части, чтобы потом не возвращаться к ней. Для этого вам нужно придавить с внешней стороны немного сильнее, чем изнутри.

Рис. 66Пальцами обеих рук следует формировать конус, не забывая оставлять достаточное количество массы на верхнем валике, из которой в дальнейшем вам предстоит формировать верхнюю часть.

Сформировав усеченный нижний конус, вам надлежит сразу же обработать внутреннюю поверхность его стенок — в дальнейшем эта процедура может оказаться крайне сложной для выполнения. В зависимости от размеров вашего изделия вам может понадобиться дополнительный инструмент — стека. Не путайте со стеком – хлыстом.

Рис. 67. СтекаСтека — более или менее длинная деревянная палочка, необходимой формы, заточенная до нужных размеров и разглаженная сначала рашпилем или драчевым напильником, а затем обработанная мелкой наждачной бумагой (рис. 67).

Толщина стеки должна позволять вам производить самые мелкие работы.

Сначала необходимо научиться владеть стекой, используя ее для обработки внешней стороны любого изделия, хотя бы даже начальной заготовки.

Стека должна слушаться мельчайших движений вашей руки. Попробуйте разные варианты удержания инструмента: всеми пальцами, двумя или тремя. Найдите оптимальный вариант, при котором и вы бы чувствовали малейшее движение стеки, и инструмент двигался, покоряясь любому движению ваших пальцев.

После овладения стекой воспользуйтесь ею для обработки внутренней поверхности нижнего конуса вашего изделия. Одновременно с этим придерживайте свободной рукой уже образованную внешнюю форму сосуда.

Закончив обработку нижней части, приступайте к формовке верхнего перевернутого конуса. Практически это совпадает с третьим и последующими пунктами методики, описанной в предыдущем подразделе.

Рассмотрев изготовление ваз в виде прямого и вогнутого в срединной части сосудов, можно перейти к следующей форме этого типа посуды.

Рис. 68“Пузатые” сосуды разной высоты всегда составляли основной ассортимент гончарного производства. Неизвестно, что больше всего привлекало людей в этом виде гончарной пос