Ручки

Рис. 100Каждый, кто занимается изготовлением керамической посуды, должен уметь делать ручки: эти навыки так же необходимы, как, например, умение располагать глину в центре круга или делать носики у кувшинов. К сожалению, делать заготовки для ручек так же трудно, как и самоё посуду. Это требует длительной практики.

Рис. 101Строгих стандартов для ручек нет, а влияние их на вид изделия огромно. Но и от общего вида кувшина или кружки зависит и форма, и толщина, и вес, и поперечное сечение ручки.

Насколько сильно они могут варьироваться, видно по рисункам кувшинов на этих страницах.

Вообще в гончарном ремесле нет жестких незыблемых запретов, но многовековая практика выработала некоторые общие правила. Например, известно, что для посуды высокой и узкой формы предпочтительно избегать большого расстояния между ручкой и стенкой изделия. А для широких форм лучше оставлять это пространство достаточно большим. При этом, разумеется, учитывают и удобство пользовании посудой, и гармоничность всех частей предмета.

Рис. 102Технологий изготовления ручек для глиняной посуды существует множество.

Прежде всего их можно разделить на три группы.

Во-первых, это изготовление их из материала сосуда, например, ручки для кастрюли, чайника или кувшина, когда на заготовке делаются поперечные разрезы, а потом вытягиваются в форме арки или петли.

Во-вторых, ручки можно получать из отдельных глиняных кусков с помощью различных приспособлений. Например, можно от заранее подготовленного глиняного бруска отрезать скрученной проволокой деталь нужной формы и размера. Немногим отличается от этого и вырезание ручки с помощью плоского клинка.

Рис. 103Гончары прошлого века часто использовали такой вот режущий инструмент, протягивая через него куски глины.

Выдавливали ручки также с помощью разнообразных матриц, которыми одновременно наносился и предварительный орнамент.

Не следует забывать, что индивидуальный стиль керамиста определяется прежде всего по его манере выполнять детали!

Однако не желая никому навязывать своего мнения и памятуя наш принцип — “Мастер должен уметь и знать все”, — я расскажу о двух основных технологиях изготовления ручек.

До сих пор среди любителей “популярен” вот такой пресс (рис. 104). Устройство и принцип работы этого приспособления, как видите, достаточно просты. Приблизительно так же изготавливают колбасу: наполняют пресс массой и выдавливают через отверстие плотный цилиндр, который потом просто режут на куски нужной длины. Разница лишь в том, что глиняные “колбаски” не едят, а прикрепляют к изделиям.

Рис. 104Продукция получается ровная, плотная, даже незначительная обработка лощилом придает его поверхности идеальный блеск. Правда, некоторые гончары предпочитают избегать абсолютной гладкости ручек. Одни покрывают их поверхность нарезным узором, другие — обжимают цилиндр какой-либо грубой текстурой типа циновки, третьи же идут до конца и закручивают заготовку, как обрывок веревки. Надо признать, что подобная деформация придает деталям оригинальный внешний вид.

Вытяжка ручки для посуды производится в два этапа. Рассмотрим внимательно пока первый из них: изготовление самой ручки из куска подготовленной глины.

Переход ко второму этапу — прикрепление готовой ручки к изделию — нам предстоит несколько позже, по возвращении к нашему кувшину.

Приготовьте кусок глины, которого хватит формирования нескольких заготовок для ручек. Слишком много брать не надо: этот кусок вам придется обрабатывать, держа в руке.

Рис. 105Вылепите из этой глины вот такой конусообразный брусок (рис. 105) и, увлажнив его узкую часть, расположите этой частью вниз. Легкими придавливающими движениями разгладьте глину. Представьте себе, что она растягивается под силой собственной тяжести, а вы только направляете ее в нужную сторону. Растяжка должна охватить весь массив с самого верха и до самого конца. С каждым новым движением заготовка должна становиться все длиннее. Ваши движения должны быть плавными, легкими и непрерывными. Не позволяйте глине высохнуть, увлажняйте ее постоянно, чтобы она давалась достаточно плотной и эластичной. Прислушайтесь к “внутренней вибрации”, с которой глина растягивается.

Заготовка должна становиться все длиннее и длиннее.

Рис. 106Вытягивайте ее настойчиво, но нежно. Следите, чтобы она утоньшалась симметрично, одинаково с обеих сторон.

Большим пальцем можно намечать и очерчивать грани, которые могут послужить украшением для вашей ручки.

Обратите внимание, что обхватывать глину пальцами необходимо таким образом, чтобы избежать перекоса ручки.

Когда заготовка приобретет желаемую форму и диаметр, следует положить ее на стол и большим пальцем отделить от общего куска отрезок нужной величины.

Постарайтесь при этом не перекручивать ручку!

Поверхность ее, может быть, и станет от такой деформации оригинальной, но края наверняка излишне истончатся и потеряют прочность.

Закончив с подготовкой первой ручки, принимайтесь за остальные.

Сделайте столько заготовок, сколько получится из взятого вами сырья.

Теперь выложите их на влажную подкладку на столе и приготовьтесь вернуться к прерванной работе над кувшином.

Рис. 107Прежде чем переходить к прикреплению ручки, не забудьте обточить дно вашего изделия.

Выработайте у себя привычку, перед началом каждой ответственной операции тщательно убирать и подготавливать рабочее место.

Для установки ручки вам потребуются полотенце, которое должно находиться под рукой, мягкая губка и гончарный клинок.

Кроме того, вам понадобится свободный, чистый и ничем не загроможденный стол или полка, чтобы разместить там готовые изделия.

Обточив дно кувшина и расположив сосуд на столе, нужно взять заготовку для ручки и, аккуратно держа ее в одной руке, осторожно расправить один из ее концов пальцем другой руки. Конец должен слегка расшириться и стать похожим на шляпку гриба. В случае необходимости воздействие можно усилить, придавливая глину свободной ладонью.

На стенке и горловине кувшина нужно аккуратно поцарапать места, к которым вы намереваетесь прикреплять верхний и нижний концы ручки.

Придав таким образом этим местам шероховатость, их необходимо промазать тонким слоем шликера (жидкой глины).

Ни в коем случае не используйте для этого чистую воду.

Некоторые керамисты предпочитают так же процарапывать оба конца ручки.

Рис. 108Теперь ручку нужно поместить в ладонь правой руки (по возможности, целиком). С внутренней стороны сосуда к месту крепления на горловине приставить для упора пару пальцев другой руки и сильно придавить заготовку к стенке изделия.

Рис. 109Усилие должно быть достаточно заметным. Обратите внимание на то, что вдавливается ручка в место соединения мышцами не пальцев, а всей правой руки. Но не переусердствуйте: от чрезмерного усилия глина в этом месте будет слишком тонкой и потом может треснуть.

Прилепив конец ручки к горловине, повращайте ее, как бы вкручивая по резьбе, а затем как следует размажьте пальцем ее края по поверхности сосуда. Если на следующем этапе работы ручка отвалится, это значит, что вы не достаточно хорошо залепили ее конец в месте прикрепления.

Возьмите кувшин в правую ладонь, придерживая ручку левой, чтобы она не сгибалась.

Продолжая держать кувшин таким образом, чтобы ручка свободно свисала вниз, вытягивайте так же, как вы делали это прежде.

Рис. 110Обратите внимание, что та рука, которой вытягиваете ручку, должна быть чистой.

И ручка сосуда, и ваша ладонь должны быть хорошо увлажнены.

Вытягивайте ручку до тех пор, пока она не достигнет той длины, которая необходима для вашего кувшина.

Учитывайте при этом возможный обман зрения: длина искривленной полосы всегда кажется чуть длиннее, чем та же полоса в выпрямленном виде, и наоборот. Поэтому, вытягивая прямую ручку, делайте небольшой припуск.

В крайнем случае от него можно будет избавиться при следующем вдавливании в стенку сосуда-

На этом этапе вы можете изменять по своему желанию форму поперечного сечения ручки. Например, ее можно сделать овальной или квадратной. Хотя последний вариант нежелательно доводить до самого конца. Стык поверхности тулова и квадратного в сечении раструба ручки (даже тщательно разглаженный) будет выглядеть грубо и нелепо. Лучше уж “оквадратить” середину ручки, оставляя концы ее округлыми и сглаживая их переходы к граням.

В это же время вы можете большим пальцем нанести на поверхность ручки какие-либо выемки и декоративные бороздки, создавая “глобальный” орнамент. Более мелкими узорами лучше заняться позднее (особенно после прочтения второй части этой книги). Не забудьте, что при подобной обработке ручки необходимо придерживать ее пальцами свободной руки с противоположной стороны. Иначе бороздки могут получиться неровными.

Рис. 111Закончив формирование ручки, необходимо вновь вымыть, вытереть руки насухо (вы не забыли о полотенце, которое должно быть рядом?!) и взять в чистую правую ладонь кувшин, поворачивая его таким образом, чтобы ручка свисала прямо вниз, не перекашиваясь.

Ручку держать нужно прямо вниз!

С этим связана еще и следующая тонкость.

Рис. 112Если в процессе прикрепления ручки к горловине мы должны вдавливать ручку в тело сосуда, то в момент присоединения этой детали к тулову, все нужно делать с точностью до наоборот. Пододвиньте к ручке нижнюю часть кувшина таким образом, чтобы ее конец оказался прикрепленным в нужном месте.

Рис. 113Примерьте, соответствует ли ручка по длине вашему замыслу. Если она длиннее, чем нужно, оторвите лишний кусок и укоротите заготовку. Перед тем, как окончательно прикреплять ручку к тулову, посмотрите на кувшин снизу, чтобы проверить: прямо ли она присоединена и соответствует ли ее положение линии носика.

Только после того, как эти требования будут удовлетворены, можно присоединять ручку к тулову. Менять положение ручки и ее направленность после этого этапа будет поздно. И не забудьте:

Присоединять надо не ручку к кувшину, а кувшин к ручке!

Рис. 114Существует множество разных способов обработки соединения нижнего конца ручки с туловом. Простейший из них – сформовать глину полукругом и затем притереть ее пальцем. При этом варианте необходимо проследить за тем, чтобы место присоединения как бы продолжало и опиралось на ось симметрии относительно самой ручки.

Иногда такие детали, как поперечный разрез ручки или способ ее прикрепления придают готовой посуде оригинальность, делают их непохожими на посуду других мастеров.

Рис. 115 Место присоединения обработанной ручки к тулову можно окружить декоративным налепом: маленькая глиняная “колбаска” прикрепляется изящным колечком к стыку сосуда и детали, окружая его сверху и снизу. Границы кольца сравниваются лощилом с линиями ручки и плоскостью кувшина.

Очень важно, чтобы ручка плавно сливалась с туловом кувшина. Она должна “расти” из него примерно так же, как ваша рука растет от плеча. Постарайтесь разровнять закругление на глине, но не давите слишком сильно.

Рис. 116