Классификация керамических изделий

Керамика издавна стала объектом изучения многих наук, и знания, полученные ими, разумеется, полезны для любого мастера. В частности, как мне кажется, вам бы пригодилась достаточно простая, но удобная классификация керамических сосудов, которую разработали археологи. С ее помощью легче и анализировать чужие произведения, и конструировать свои собственные.

В этой классификации используются следующие термины.

Устье открытая часть сосуда.

Губы край устья.

Шейка и горлышко представляют собой верхнюю суженную часть сосуда, которая соединяет устье с плечиками. При этом подразумевается, что горлышко по сравнению с шейкой значительно более узкое и высокое.

Плечики выступающая часть верхней половины сосуда, расположенная от горлышка до тулова.

Тулово емкость сосуда, охватывающая наиболее вместительную часть сосуда, расположенная от плечиков до основания.

Дно, основание самая нижняя часть сосуда.

Носик, ручка, кнопка, ушки, ножка, поддон, крышка дополнительные детали сосуда.

За основное разделение типов сосудов принимается классификация их по форме тулова:

1 – с прямыми стенками;

2 — усеченно-коническое;

3 – овальное;

4 — округлое;

5 — круглое;

6 — с выпуклыми стенками;

7 — изогнутого профиля;

8 — с ребристыми стенками;

9 — с вогнутыми стенками.

 

Обратите внимание, что наличие или отсутствие ножки или поддона не является типологическим признаком. То есть, сосуд с усеченно-коническим туловом, стоящим на небольшой широкой ножке, не превращается автоматически в сосуд с ребристыми стенками.

Кроме основного разделения по форме тулова, имеются дополнительные разделения:

А. Классификация сосудов по форме основания:

1 — плоскодонное;

2 — круглодонное;

3 — с вогнутым дном;

4 — остродонное.

Б. Классификация по форме устья:

1 — суженное;

2 — с прямой шейкой;

3 — расширенное с косой шейкой.

В. Классификация по форме венчика:

1 — круглый;

2 — отогнутый;

3 — изогнутый;

4 — двойной.

Один из самых эффективных способов наработки собственного “словаря” гончарной техники можно описать следующим образом: частые походы на выставки в музеях должны заканчиваться попыткой воссоздать дома по памяти понравившийся или просто заинтересовавший элемент какого-либо музейного изделия.

Прежде чем вы приметесь за изготовление посуды на гончарном круге, позаботьтесь о том, чтобы во время работы у вас всегда были под рукой порционные куски глины. В таблице указан вес глины, необходимый для того или иного изделия: пусть это послужит вам начальным ориентиром.

Со временем вы сами будете чувствовать, сколько приблизительно глины потребуется для посуды определенного размера, но вначале знание точного веса сырья намного облегчит процесс совершенствования вашего мастерства.

Практика показывает, что начинать следует с глиняного кома весом около половины килограмма. Рекомендуется придать каждому такому куску форму яйца, чтобы его можно было сразу класть на гончарный круг. Если у вас очень маленькие руки, то вес куска можно уменьшить до одной трети килограмма.