Техника художественной обработки изделий из кожи

Кожа, являясь очень благодатным материалом, поддается самым разным методам и приемам воздействия, способным преобразить внешний вид кожи и превратить ее в настоящее художественное изделие.

К таким методам и способам относятся прежде всего гравировка и тиснение традиционные и весьма распространенные методы декорирования художественных изделий.

Гравировка

Для выполнения гравировки на коже понадобятся специальные инструменты: дорожный нож, дорожник и гладилка (рис.). Перед началом работы на поверхность изделия наносится эскиз вышеописанным способом с помощью кальки. Сама операция гравировки делится на несколько этапов:

1) срезание линий, выполняемое дорожным ножом. Для проведения прямых линий пользуются линейкой (но только не железной!). Кривые линии вырезаются от руки. Нож следует держать четко под прямым углом и загонять в глубь кожи на 1/3 ее толщины. Нужно четко помнить, что:

  • а) линии вырезаются только 1 раз.Поэтому надо действовать четко и решительно;
  • б) линии не должны пересекаться. Поэтому каждую линию нужно не доводить до точки пересечения на 0,5мм;

2) увлажнение — этот этап является подготовительным к последующему моделированию линий. Кожу хорошо пропитывают влагой, чтобы она стала мягкой и пористой, следя за тем, чтобы кожа не была совсем мокрой и темной от влаги. Лучше не увлажнять всю поверхность сразу, т. к. работа над каждой линией требует времени, а кожа быстро высохнет и при повторном смачивании может огрубеть;

3) моделирование линий с помощью дорожника: края вырезанной линии придавливают внутрь, в результате чего получается углубленная полоска одинаковой ширины.

Как видите, гравировка — сложный процесс, поэтому предварительно лучше поупражняться на ненужных кусочках кожи. Гравировку можно сделать цветной, используя растворимые в воде синтетические красители. Небольшие поверхности красят кистью, более крупные мягкой щеткой или ватным тампоном, сильно втирая раствор краски, чтобы она пропитала всю толщину кожи.

Тиснение

К этому приему следует приступать, прочно освоив гравировку. Для тиснения вам понадобятся те же инструменты, что и для гравировки, плюс наполнитель для рельефа, в качестве которого вполне сгодится картон или смесь кожной крошки с клейстером, если вы захотите создать неоднородный рельеф.

Перенесение эскиза на кожу и вырезание линий делаются так же, как и при гравировке. Перед тем как приступить к третьему этапу гравировки, моделированию линий, на бахтармяную сторону кожи кладут лист копировальной бумаги, чтобы перевести на нее рисунок. Затем рисунок с изнаночной стороны проклеивают подготовленным, т. е. вырезанным по контуру наполнителем. При этом для создания различной высоты рельефа можно брать картон в один, два, три, четыре и более слоев. Нужно следить за тем, чтобы наполнитель на 1 мм не доходил до контура рисунка. После этого всю изнаночную сторону тщательно промазывают клейстером и, пока кожа влажная, немедленно приступают к тиснению. Тиснение в отличие от гравировки выполняется постепенно, однако правильную форму нужно схватывать сразу. Отделав рельеф, нижнюю сторону кожи и рельеф еще раз пропитывают клейстером и, дав ему некоторое время впитаться, наклеивают кожу на картон. А затем с помощью гладилки окончательно отделывают рельеф.

Готовое изделие кладут сушить между переплетенными дощечками, покрыв предварительно тиснение кусочками фланели. Высушенное изделие также можно окрасить.

Печать

Для печати вам понадобятся особые приспособления —штампы (рис). Их можно заказать в мастерской, а можно изготовить самим из больших гвоздей. Существует два основных способа печати — холодный и горячий. Прежде чем наносить штамп на изделие, рекомендуется предварительно опробовать его действие на ненужном кусочке кожи. После печати окрашивать изделие не рекомендуется, т. к. краска не будет крепко держаться после интенсивной термической обработки.

Влагообработка

В силу своей эластичности кожа легко принимает любую форму в увлажненном состоянии, если ее натянуть на деревянную болванку, закрепить и оставить до полной просушки. Кожа, приняв нужную форму, способна хранить ее без дополнительной закрепляющей обработки.

Термообработка кожи

Способностью кожи чутко реагировать на высокую температуру широко пользуются торгующие на улицах изготовители мелких кожаных аксессуаров. Это их маленький секрет, который позволяет придавать мелким деталям аккуратный и законченный вид.

Продуктивность этого метода воздействия на кожу вы легко испытаете сами, положив на сковороду выкроенный для какого-нибудь небольшого декоративного изделия кусочек кожи и включив огонь.

По мере нагревания сковороды вы увидите, как кожа начнет приобретать выпуклую форму, а ее края загибаться внутрь.

Края кожи могут обуглиться и потемнеть. Это может создать дополнительный эстетический эффект. Если же этот эффект для вас нежелателен, то края можно удалить стамеской или наждачной бумагой.

Драпировка кожи в технике “жмурка”

С помощью этой технологии можно изготовить различные рельефные орнаменты как для кожаных, так и не для кожаных изделий.

Вам понадобится мягкая тонкая кожа, которой легко придавать форму, клей “Момент”, пинцет, скальпель, шерфовальный нож и керамическая плитка или кусок оргстекла, на котором вы будете делать работу.

Вначале нужно выбрать и продумать рисунок, а затем — подготовить кожу: края кожи шерфуются с помощью шерфовального ножа и подгибаются к изнанке. После этого можно приступать к работе: кожу сворачивают в складки руками и придают ей нужную форму. Затем ее разворачивают и смазывают с изнаночной стороны клеем “Момент” и вновь сворачивают по намеченному рисунку. Действуя пинцетом и скальпелем, можно сделать очень мелкие складки и завитушки.

Когда деталь окончательно сформирована, ее наклеивают на подготовленную твердую основу и приклеивают.

Как обтянуть кожей твердую основу

Обтянутая кожей твердая основа понадобится вам для изготовления различных изделий. Кроме того, кожа, натянутая на твердую основу, может стать фоном для декоративного панно, аппликации или вышивки.

Кожу кроят, ориентируясь на размер соответствующей твердой основы (это может быть кусок плотного картона или тонкая дощечка), оставляя на подгиб 0,8-1 см.

Затем края кожи тщательно шерфуют по всему периметру детали. Особенно тщательно это нужно делать в тех местах, которые приходятся на округления и сложные изгибы основы, так как здесь кожа собирается в складки, и чтобы они легли ровно, кожа должна быть тонкой. Потом твердая основа смазывается клеем “Момент” (для придания объема на нее можно положить тонкую прокладку из поролона) и ровно приклеивается к кожаной детали. Точно так же поступают и с выступающими краями, оставленными на подгиб: твердую основу смазывают клеем, края загибают и приклеивают их, тщательно выровняв все складки. По прогибу для лучшего закрепления можно постучать молотком.

Если нужно, чтобы основа была обтянута кожей с обеих сторон, можно применить несколько способов:

  1. Обтянуть кожей точно такую же основу и приклеить ее затем к первой;
  2. Вырезать кусочек кожи на 0,2—0,3 см меньше, обтянутой основы и, аккуратно шерфуя края, приклеить его на основу;
  3. Вырезать кусочек кожи, равный по периметру обтянутой основе, обработать его края полупробойником или ножницами “зигзаг” и приклеить к основе.

Изготовление полотна из маленьких кусочков кожи

При работе с кожей остается масса мелких лоскутков. Не спешите их выбрасывать! Кожа — один из тех редких материалов, которые можно использовать практически без отходов. Из кусочков небольшого размера всегда можно собрать полотно большего размера, которое будет успешно использовано даже для пошива некоторых вещей, например, в авангардном стиле.

Собрать полотно можно двумя способами: швом встык пользуются для соединения кусков кожи средней толщины и швом внахлест пользуются, имея дело с маленькими кусочками тонкой ткани.

 

Итак, вы познакомились с некоторыми технологиями работы с кожей. Если вы подключите свою фантазию, то они помогут вам извлечь из кожи все ее богатые потенциальные возможности, а ваша работа превратится в настоящее творчество.