Тарелка

Переходя к более крупной посуде, вы неминуемо столкнетесь с тем, что большой вес глины и увеличенный диаметр тарелки будут способствовать “оседанию” глины по краям. Решение этой проблемы достаточно просто: расположив глину в центре, сразу замедлите вращение круга.

Частицы, находящиеся по краям гончарного круга, под влиянием центробежных сил вращаются быстрее, чем в центре.

Рис. 32. Распределение глины по диску Кроме того, рекомендуется оставлять основание изделия несколько большего диаметра, чем планировалось, чтобы дополнительная глина в процессе работы выполняла бы функции подпорки для борта тарелки. Вы срежете ее потом, когда будете обтачивать изделие.

Глина в виде низкого и широкого круга располагается в центре круга. Ребром ладони распределите ее ровным слоем по диску (рис.32).

Слегка замедлив вращение круга, выпуклой частью ладони сделайте углубление, придавливая глину.

Сильнее всего давление должно быть в центре тарелки, по мере движения руки к краям изделия это усилие следует уменьшать. Большой палец левой руки, расположенный у края подкладки, должен удерживать глину в намеченных границах.

Рис. 33Задачей следующего этапа является создание достаточно толстого ободка, чтобы его можно было впоследствии вытянуть до нужной ширины крыльев тарелки. Обратите внимание на мизинец левой руки (рис.33) — он словно поддерживает вырастающий бугорок ободка, чуть придавливая нижнюю часть стенки глиняной массы. При этом правая ладонь продолжает слегка вдавливать срединную часть верхней плоскости.

Рис. 34. Вытягивание ободаРуки как бы противодействуют друг другу, но это противодействие должно быть гармоничным и четко скоординированным, чтобы в результате масса не сдвинулась из центра, а стенки тарелки не деформировались в ненужную сторону.

Опытные мастера рекомендуют во время работы с отдельной деталью сложного изделия представлять ее себе как бы отдельно существующей. Это довольно легко выполнимо и действительно помогает полностью сконцентрироваться на центральном (в данный момент) объекте обработки. Сложнее другое: одновременно с этой полной концентрацией внимания на детали не упускать и общее состояние всего изделия, а, кроме того, не терять из виду воображаемое представление о конечном результате. Такое троякое внимание требует определенной тренировки. Поэтому я рекомендую вам начать тренироваться в этом во время изготовления таких относительно простых предметов, как тарелка или небольшая ваза.

Обратите внимание и на упомянутое уже противодействие рук. Такая объединенная конфронтация одновременно производящихся действий встречается не так уж редко. Применяется она на очередном этапе, задачей которого является формирование ободка тарелки.

При очень медленном вращении гончарного круга большим и указательным пальцами правой руки толстый ободок вытягивается в нужную форму, а левой рукой он чуть-чуть придавливается к исходному положению, не позволяя крыльям тарелки разлететься слишком сильно (рис.34).

Рис. 35. Изменение формы бортика

Ни в коем случае не пытайтесь сгибать вытянутый ободок!

Этого делать нельзя, поскольку подобный изгиб способен стать уязвимым местом, провоцирующим образование трещины. Форму бортика нужно изменять только вытягиванием утолщения на кромке при очень медленном вращении круга (рис.35).

рис.36. Оформление внутренней поверхности

Добившись нужного наклона внешних плоскостей своей тарелки, займитесь оформлением ее внутренней поверхности. Незаменимым на этом этапе инструментом становится ребро (рис.36). Вам необходимо иметь набор ребер с различными конфигурациями их краев, которые могут вам понадобиться для изготовления различных предметов.

рис.37. Прорезка декоративной линии

Теперь можно считать формовку изделия практически законченной. Остается отделить углубление тарелки от ее крыльев декоративной линией, которая одновременно служит и укреплением основания, предохраняющим его от трещин во время обжига(рис.37). Поскольку основной материал о применении различных видов орнамента и заливок глазурью у нас будет во второй части этой книги, здесь можно только упомянуть, что подобные линии можно прорезать с разным нажимом. Опытные мастера берут для этого хорошо заточенный клинок и начинают с широкой прорези, продолжают, так уменьшая нажим, чтобы линия утончалась и становилась почти незаметной, потом опять усиливают давление и вновь сводят линию почти на нет. При дальнейшей обработке глазурь .соберется в этих углублениях и подчеркнет узор.

рис.38. Разглаживание дефектов

После нанесения узоров орнамента на поверхности могут появиться дефекты, которые необходимо еще раз разгладить(рис.38).

Теперь надо обточить обратную сторону дна тарелки, для чего ее следует перевернуть. Как вы помните, этим можно будет заняться только после того, как глина затвердеет, поэтому рекомендуется оставить готовую тарелку на подкладке до следующего дня. Некоторые гончары предпочитают сушить тарелки и широкие блюда, перевернув и поставив на чистую, абсолютно гладкую полку. Попробуйте оба варианта и выберите тот, который вам больше по вкусу.

После обточки можно нанести последний штрих. Я имею в виду обработку всех граней изделия кусочком мягкой кожи.

Его нужно сложить пополам таким образом, чтобы образовался желобок закругленной формы (рис.39).

рис.39. Обработка граней изделия кусочком кожи

Некоторые гончары из всех видов кожи предпочитают верблюжью. Она действительно прекрасно впитывает лишнюю влагу с поверхности изделия, закругляет все шероховатости и одновременно уплотняет глину. Но такого же эффекта можно достичь с помощью любой кожи, особенно замши. Зато у верблюжьей кожи есть один существенный недостаток: она слишком быстро пропитывается влагой, становится скользкой, и тогда ее трудно удержать в руках. Для обработки небольших изделий она хороша, но если у вас на круге стоит крупный предмет, то для его финальной обработки лучше поискать другой материал.

рис.40. Готовая тарелка

 

Вот пример готового изделия (рис.40), получившегося после нанесения рисунка заостренным концом деревянного инструмента на внутреннюю поверхность тарелки. Обратите внимание, что внешняя линия становится своеобразным обрамлением для данного узора.