Сложный сосуд

Теперь давайте перейдем к экзаменационной работе.

Задание состоит в том, чтобы изготовить сосуд, несколько больший по размеру и отличающийся по форме от предыдущего. Выше уже отмечалось это отличие: более высокое основание, которое можно даже назвать низкой ножкой, и меньший угол между стенкой горла и оплечья.

Jсновные приемы будут те же самые (ведь проверяем-то освоенное!), но, учитывая особенности формы, глины лучше взять в работу “с замахом” и с серьезным замахом. Сырья несколько больше обычного потребуется и в верхней, и особенно в нижней частях тулова. Толщина дна не должна в конечном итоге превышать 2,5 см, но на первых этапах ее лучше заложить побольше — на любом из следующих этапов ее можно будет срезать обточкой.

Обдумайте особенности формы до начала работы. Своеобразие подобных сосудов позволяет несколько упростить некоторые операции. Не обольщайтесь этим упрощением: сложностей вам еще хватит.

рис.79Cтенки такого сосуда можно начинать поднимать, сразу их расширяя. Таким образом вы освобождаете себя от необходимости лепить цилиндрическую форму.

Не забывайте, что верхушка этого сосуда должна быть намного уже, чем самая широкая часть его тулова.

В процессе формовки посуды такого типа очень важно все время “держаться” центра круга. Приходится одновременно следить за подъемом стенок сосуда, степенью расширения тулова и при этом сохранять сжатость его горла. После каждого подъема глины надо немного “сжимать” форму, чтобы диаметр горла не увеличился.

рис.80На рис. 80 хорошо видно, как надо совмещать эти усилия: придерживать стенку сосуда пальцами снаружи и продолжать расширять форму легкими давящими движениями изнутри.

Но как только вы начнете сужать расширенную часть ту лова, сразу же рукам необходимо назначать другие роли: пальцами, находящимися с внешней стороны, нужно аккуратно придавливать глину, а пальцами, расположенными внутри, нежно придерживать стенки сосуда.

При этом следует постоянно стремиться к тому, чтобы придавать сосуду правильную геометрическую форму.

рис.81Если вы намереваетесь делать свой сосуд четырехгранным, то сейчас самое время начать формовку уплощенных граней, действуя пальцами, находящимися внутри заготовки. Позднее, когда глина немного затвердеет, сосуду можно будет предать более четкую форму, прижимая ее гранями к небольшой дощечке.

рис.82Горлышко на этом этапе необходимо оставить достаточно широким, чтобы в отверстие можно было пропустить руку.

Затем внешние стенки изделия можно разровнять с помощью гончарного ребра и приступить к сжатию горловины.

На этом этапе необходимо чередовать два основных действия: сначала следует горло сосуда сжимать небольшим усилием, а затем немного вытягивать.

Невозможно предсказать, сколько понадобится таких чередований. Это зависит от очень многих факторов. Иногда эти действия требуется выполнять одновременно: плавно сужая стенки образовавшегося отверстия, аккуратно вытягивать глину вверх.

Главное — не пытайтесь ускорить процесс и поднять оплечье пальцем изнутри за один раз.

рис.83Формирование узкой горловины связано еще с одной обостряющейся проблемой.

Толщина стенок в любом месте изделия должна соответствовать и форме этой детали, и гармоничности целого предмета, и той функциональной задаче, которую эта часть изделия будет выполнять. Но узкая конфигурация детали требует особенно внимательного отношения к этому. Да, мы всегда можем с помощью стеки подправить деформированный участок, но это будет всего лишь перемещением одной и той же массы, к тому же на незначительное расстояние. Совсем другое дело — разнообразные дополнительные присадки глины.

Даже использование шликера (глиняного молочка) зачастую не спасает положения и между разными слоями материала остаются микролакуны, полости и пузырьки воздуха, которые уменьшают прочность всего изделия.

Вмешательство в структуру материала путем добавления присадок всегда нежелательно.

Поэтому при формировании стенки горловины любыми путями нужно стараться предотвращать излишнее их утоньшение. Особенно опасен этап обработки внешней поверхности горловины. Именно в этот момент чаще всего и портят свою работу даже опытные гончары.

Итак, внимание, внимание и внимание. Выращивая поверхность любой стенки, следите за сохранностью ее толщины и формы.

Удвоенное внимание — при изготовлении узкой горловины.

Закончив обработку верхней части сосуда, можно переходить к его основанию.

Прежде всего речь идет, конечно, об удалении избыточной глины, из которой вы сделали подножное кольцо в самом начале работы. Но удаляя лишнюю глину, не нужно забывать, что главной вашей заботой должны быть форма, качество и гармоничность изделия, а это связано с той глиной, которая остается. Поэтому процесс обработки подножного кольца должен только напоминать приемы заточки.

рис.84Ни на секунду нельзя упускать из виду, что глина ваша еще влажная и от чрезмерного (для данного случая) усилия может осесть.

Практика показывает, что изделия получаются грубые, поверхность не просто шероховатая, а резаная, и спасти ее не может даже длительная шлифовка мягкими абразивами.

Разумеется, для некоторых целей (например, хранение этого сосуда в сарае или подвале) такая технология уместна, но изделия, которым можно будет гордиться, такими приемами не получить. И вообще такие способы вытачивания больше напоминают токарное производство, чем гончарное искусство. Технически, конечно, можно взять кусок глины и вырезать из него пилой оригинальный кубик. Но эффект в результате вряд ли вас обрадует.

рис.85

Обработка подножного кольца таких сосудов должна быть скорее имитацией заточки: движения те же, но и усилия меньше, и клинок потоньше.

Четырехугольность стенок тулова совсем не обязательно должна сопровождаться квадратностью основания. Подножное кольцо может остаться круглым кольцом. Хотя при желании вы, конечно, можете обрезать его поверхность клинком как угодно.

Главное при этом — не повредить стенок днища и не нарушить устойчивости своего изделия.

Устойчивость любого предмета связана с таким понятием, как центр тяжести. У фигур с правильной формой он находится в середине главной оси симметрии или на пересечении таких осей. Таким образом, если бы наш сосуд представлял собой монолитный кусок глины, то его центр тяжести находился бы на оси вращения гончарного круга и возвышался бы над ним на половину высоты изделия. Делая получившийся брусок цилиндром, пологим сверху, мы перемещаем центр тяжести по той же оси вращения ниже. Чем тяжелее будет основание и вся нижняя часть изделия, тем ниже будет располагаться центр тяжести предмета.

рис.86 рис.87Если ваше изделие стоит неподвижно, сохраняя направленность главной оси, то вертикальная проекция центра тяжести, совпадая с этой осью, окажется в центре основания. Однако, если вы теперь наклоните сосуд в какую-либо сторону, то центр тяжести его сместится. До тех пор, пока вертикальная проекция центра тяжести не выйдет за границы опирающейся части, ваш сосуд будет находиться в устойчивом состоянии. На схеме (рис.88) видно, при какой величине угла наклона модель может потерять устойчивость и от чего это зависит. Следовательно, для большей устойчивости изделию нужно обеспечивать более широкое основание и утяжелять нижнюю часть, понижая его центр тяжести. Но приземистость сосуда редко считается достоинством. Таким образом, у вас всегда есть возможность применить творческие усилия для снятия противоречия “изящество — устойчивость”.

рис.88В результате ваших усилий может получиться вот такой сосуд (рис.89). Из второй части этой книги вы узнаете приемы декорирования орнаментом и глазуровки и сможете улучшить его внешний вид. А пока остается отрезать свое изделие от подкладки на гончарном круге, перевернуть сосуд вверх дном, подсушить его и произвести окончательную заточку.

рис.89. Готовый сосуд

.